Члены группы разработчиков системы «Открытое правительство» во главе с Михаилом Абызовым представили результаты своей деятельности и провели заседание по итогам дискуссий в шести рабочих группах форума.
На открытии форума модератор первого дня Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ, напомнил, что отправной точкой для работы всех участников станет новый формат в жизни страны — система «Открытое правительство». Алексашенко подчеркнул важность возникновения института, «готового взаимодействовать с широким кругом экспертов и создавать каналы обратной связи, которых нам так не хватало».
Пленарное заседание «Открытое правительство: новый курс» началось с доклада заместителя председателя рабочей группы системы, советника президента РФ Михаила Абызова. Спикер представил основные принципы работы «Открытого правительства» и механизмы взаимодействия с общественными, государственными и коммерческими объединениями граждан. Шесть направлений деятельности системы прошли подробное обсуждение рабочими группами форума: социальная политика; развитие кадрового потенциала; защита прав граждан; долгосрочная макроэкономическая и бюджетная политика; региональная политика и децентрализация полномочий в сфере государственного управления; механизмы работы системы «Открытое правительство». Экспертам рабочих групп было предложено определить приоритетные действия системы по своим направлениям, а также оценить механизмы ее работы.
Ключевые тезисы и итоги обсуждений в каждой секции представили участники рабочих групп на итоговом пленарном заседании.
Евгений Гавриленков, управляющий директор инвестиционной компании «Тройка Диалог» рассказал об итогах работы группы «Долгосрочная макроэкономическая и бюджетная политика». Ключевыми вопросами обсуждения были выделены: долгосрочная стабилизация бюджетных расходов; стабильность, справедливость и эффективность налоговой системы; развитие финансовой системы и формирование макроэкономических условий для экономического роста. Эксперты группы согласились с тем, что в современной российской экономике высок уровень долгосрочной неопределенности. В качестве ключевых предложений прозвучали: повышение роли граждан-налогоплательщиков в налоговой системе; децентрализация налогов и полномочий; стабилизация пенсионной системы. О результатах работы группы «Защита прав граждан» доложила Яна Яковлева, председатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность». Эксперты секции выделили три главных зоны концентрации общественного недовольства: судебная система, силовые структуры, нечестные выборы. По словам Яковлевой, ««Открытое правительство» должно служить интерфейсом для общественного давления на власть, сервисом для активных слоев общества». Среди конкретных предложений группы — радикальная смена состава правоохранительных органов; развитие внесудебных форм урегулирования споров; внедрение экспертов в общественные советы при Правительстве РФ по судебной реформе и реформе полиции.
Илья Брейман, заместитель руководителя практики «Государство и некоммерческий сектор» компании Ward Howell, представил итоги обсуждения экспертов секции «Развитие кадрового потенциала». Участники группы предложили: ввести онлайн-экзамен для чиновников; создать единую базу резюме и проводить конкурсы на замещение вакантных должностей в государственных органах; сформировать четкую систему оценки KPI; создать конкурентоспособную школу управления. С целью определения органа, контролирующего и реформирующего управление кадрами госслужбы, среди участников форума был проведен опрос. Половина опрошенных проголосовала за создание проектной организации вне структуры государственной власти.
О ходе обсуждения в группе «Региональная политика и децентрализация» рассказала Ирина Стародубровская, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара. Резюмировав этапы дискуссии, Стародубровская предложила выбрать один из двух возможных акцентов в региональной политике — поддержку центров роста или экономическое выравнивание. Эксперты группы сформулировали приоритетные направления работы системы «Открытое правительство»: создание реальных демократических институтов; закрепление за регионами права устанавливать собственные налоги; обеспечение максимальной самостоятельности городских округов; сокращение бюджетного выравнивания и проведение региональных экспериментов в качестве одного из способов осуществления реформ.
Алексей Ситников, вице-президент по управлению и развитию Сколковского института науки и технологий, представил группу «Социальная политика», эксперты которой выделили пять приоритетных зон работы: здравоохранение, жилье, проблемы семьи и ребенка, снижение ущерба от табака и алкоголя, социальные услуги для пожилых, рынок труда. Для решения проблем в этих сферах Ситников предложил ряд мер: замена государственного патернализма сотрудничеством; общественный контроль повышения прозрачности; понятные показатели эффективности; обеспечение выбора у потребителя.
Об итогах дискуссии группы «Механизмы работы системы «Открытое правительство»» на заседании рассказал Николай Новичков, профессор НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Культурный альянс». Согласно Новичкову, в ходе обсуждения ключевых предложений доклада Михаила Абызова, советника президента РФ, заместителя председателя рабочей группы по созданию системы «Открытое правительство», максимальную оценку экспертов группы получил пункт доклада о разработке стандарта информационно-публичной деятельности. Со своей стороны, эксперты сформулировали несколько предложений по совершенствованию работы системы: просвещение населения по вопросам бюджетной политики; содержательный анализ гражданских инициатив; включение альтернативной экспертизы и аудита в ежедневной деятельности госорганов; обеспечение разнообразия каналов коммуникации.
Подводя итоги, модератор пленарного заседания Сергей Алексашенко напомнил, что «нынешняя власть готова поделиться полномочиями», а общество может воспользоваться этой возможностью или критиковать эту идею. Отвечая на недоверчивые и критические замечания из зала, Алексашенко подчеркнул: ««Открытое правительство» — шанс обществу больше влиять на власть. Мы в этот шанс можем не верить и упустить его».