Струве_Рейтинг — независимый общественный проект Пермского форума для ежегодной оценки знаковых явлений, проектов и людей. В объектив рейтинга попадает все, что оставило самый заметный след за прошедший год, — то, что изменило нас самих, наше общество и нашу страну.
В номинации «Страна» мы отмечаем события и явления, оказавшие за год максимальное влияние на ход вещей в национальном масштабе.
В номинации «Общество» выделяем наиболее значимые общественные инициативы, получившие наибольший резонанс и характеризующие прожитый год.
В номинации «Человек» определяем персону года, чьи поступки и достижения оказали на нас и нашу страну самое сильное влияние.
В фокусе «Струве_Рейтинга 2012» — период с 25 апреля 2011 года (окончание VII Пермского форума) по 7 апреля 2012 года.
Представление номинантов и голосование на странице Пермского форума в сети Facebook.
17 апреля
Подведение предварительных итогов и составление шорт-листов из трех номинантов в каждой категории.
19 апреля
Общее голосование интернет-пользователей на странице Facebook и участников форума на площадке, подведение итогов, определение победителей в номинациях «Человек», «Общество» и «Страна».
Академик Петр Бернгардович Струве родился 26 января (7 февраля) 1870 года в Перми, в семье губернатора. Его ранние годы прошли в Перми и Штутгарте (Германия), а с 1882 года семья поселилась в Петербурге. Петр Струве учился на естественном, а затем на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, совершенствовал свое образование в Граце (Австрия) у знаменитого социолога Людвига Гумпловича. Первая книга Струве «Критические заметки об экономическом развитии России» (1894), развивающая на основе русского материала некоторые идеи К. Маркса, положила начало борьбе с идеями «народничества» и «уникального пути» общественного развития России.
К
Участие П. Б. Струве в общественных акциях приводит к его высылке в Тверь, а затем к эмиграции в Германию, где он издает неподцензурный политический журнал «Освобождение», нелегально переправлявшийся в Россию. В 1905 году Струве возвращается на родину и участвует в создании Конституционно-демократической партии («Партия народной свободы»), по спискам кадетов избирается депутатом Второй Государственной думы (1907).
В межреволюционный период в полной мере раскрывается публицистический талант и энергия П. Б. Струве как редактора влиятельных общественно-политических изданий. С 1906 по 1918 год он редактирует журнал «Русская мысль»; выступив еще в 1902 году инициатором известного сборника «Проблемы идеализма», он является активным участником знаменитых сборников «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). В 1913 году Струве защищает магистерскую диссертацию, в 1917 году — докторскую. Он — профессор экономики в Санкт-Петербургском политехническом институте; весной 1917 года избирается действительным членом Академии наук по отделу политэкономии.
После большевистского переворота П. Б. Струве принимает участие в создании Добровольческой армии, является членом Донского гражданского совета, членом Особого совещания при генерале А. И. Деникине, министром иностранных дел в крымском правительстве генерала П. Н. Врангеля. Затем живет в эмиграции — в Лондоне, Софии, Праге, Париже, где редактирует возобновленный журнал «Русская мысль», а также влиятельные эмигрантские газеты: «Возрождение»
С 1928 по 1940 год П. Б. Струве — профессор Русского научного института в Белграде. В период немецкой оккупации арестовывался гестапо, провел три месяца в нацистской тюрьме. В 1942 году возвратился в Париж, где 26 февраля 1944 года умер в возрасте 74 лет. Его прах покоится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Стержнем либерального мировоззрения Петра Струве является выработанная им в
Одним из главных посылов в исследованиях Струве стала тема роковой мутации русского культурного класса в «интеллигентщину», мятущуюся между двумя антигражданскими состояниями: социальной апатией и конформизмом, с одной стороны, и болезненным, «ложным активизмом» — с другой. Чтобы избежать этих двух крайностей необходима глубоко продуманная система человеческого воспитания: воспитания гражданина и нации культурой. Струве считал, что никакой политический шаг вперед невозможен вне культурного прогресса; в противном случае всякое политическое завоевание обернется призраком.
«Личная годность», противостоящая всем формам индивидуальной безответственности и социальной нивелировки, — это интеллектуально-творческая, нравственно мотивированная работа личности, направленная на созидание гражданского общества — себя сознающей и собой управляющей политической нации.
А.А. Кара-Мурза, доктор философских наук, зав. отделом Института философии РАН
О.А. Жукова, доктор философских наук, профессор Московского педагогического государственного университета
Одним из крупнейших исследователей творческого и философского наследия Петра Струве является Президент Национального фонда «Русское либеральное наследие» Алексей Кара-Мурза. В этом году в издательстве Института философии РАН вышла его книга в соавторстве с Ольгой Жуковой «Свобода и Вера. Христианский либерализм в российской политической культуре».
В книге ставится важнейшая для отечественной социальной и культурфилософской мысли проблема синтеза либеральных и христианских ценностей в российской культурно-политической традиции. Центральной задачей авторов является реконструкция христианско-либеральной (либерально-консервативной) традиции в интеллектуальном и политическом опыте выдающихся общественных деятелей России XIX–XX вв. — Ивана Аксакова, Михаила Стаховича, Василия Караулова, Петра Струве, для которых эволюционный путь развития России был связан с синтезом русской «самобытности» и европейской «универсальности» в логике обретения свободы лица как основания правового порядка.
Подробнее о книге на rusliberal.ru.