Ответы на вопросы о путях развития гражданского общества в современной России Алексей Кара-Мурза предлагает искать в работах Петра Струве.
Одна из главных задач Пермского форума — обсуждение перспектив развития гражданского общества в России. Большим подспорьем в этом может стать концепция «личной годности», разработанная уроженцем Перми, русским философом и общественным деятелем Петром Струве, считает Алексей Кара-Мурза, заведующий отделом социальной философии Института философии РАН.
По его мнению, теория, созданная на основе анализа политических событий и личностей лидеров общественных движений, ясно показывает, какими чертами обладают идеологи многих политических процессов в России.
Как полагал Струве, в русском освободительном движении всегда отражался один стойкий порок — неспособность качественной оценки личности. Современное ему социалистическое движение философ считал враждебным идее личной ответственности человека, так как центральными в нем были понятия класса, народа, а ценность отдельного человека нивелировалась. Личную годность Струве определял как совокупность ряда духовных свойств: выдержки, самообладания, добросовестности. В качестве положительных примеров он приводил своих современников, в частности, Михаила Герценштейна, талантливого экономиста и политика, депутата I Государственной думы от кадетской партии, убитого черносотенцами. В этом человеке сочетались личная стойкость, порядочность и упорство.
Струве вскрыл и механизмы отрицательного отбора, констатируя способность русской общественности выделять в качестве лидеров фатально негодных для этого людей. «Любое радикальное социальное изменение в России вело не к развитию, а к деградации человеческого потенциала, к утрате прогрессивной части нации, к приходу на вершину пирамиды власти не лучших ее представителей», — отметил в докладе Алексей Кара-Мурза. Подобные политические деятели обладают большой жаждой власти и подменяют личную ответственность показной и брутальной деятельностью. К отрицательным личностям Струве причислял Георгия Гапона, Бориса Савинкова, Владимира Ленина.
Петр Струве был уверен, что отсутствие ценности личности ведет к разрушению. Именно поэтому исторические события начала XX века в результате вынесли на самый верх партии гражданской войны, а не общественного мира и согласия.