Создание инновационно-образовательного кластера – одно из приоритетных направлений постиндустриального развития региона в рамках проекта «Пермь 3.0». Какие условия необходимы для успешной реализации этого замысла, обсуждали участники дискуссии «Образование и гуманитарные инновации».
Ее модератор – министр образования Пермского края Николай Карпушин – считает, что обеспечить позитивный сдвиг в развитии всего региона могут многие инициативы в сфере образования, например, такие как создание международного гуманитарного университета или появление инженерного кампуса на базе местного Политеха. «Формирование образовательного кампуса как среды, где генерируются инновации, требует времени и ресурсов, – высказал свое мнение Анатолий Ташкинов, ректор Пермского национального исследовательского политехнического университета. – Мы определили приоритетные направления для развития: аэрокосмическая отрасль, наноиндустрия, нефтегазопереработка, урбанистика, лазерные и оптоволоконные технологии. Пермь может стать российским центром, где эти технологии будут развиваться».
Генеральный директор Центра универсальных программ Наталия Типенко уверена, что Пермь уже является территорией социально-экономических инноваций. Отдельные предложения, сформулированные в пермском инкубаторе экспериментальных инноваций, сегодня внедряются в образовательной сфере в масштабах страны. Но для того чтобы любой продукт был технологичным, готовым к широкому тиражированию, необходима стратегия его продвижения. Сегодня Пермь не всегда успешно реализует свои сильные стороны на федеральном уровне: именно здесь, по мнению Типенко, нужно искать резерв для развития образовательного кластера.
Людмила Гаджиева, начальник департамента образования Перми, рассказала об идее создания школ, сформированных в виде сообществ по профессиональному признаку. В регионе уже запланирован ряд подобных проектов: «IT-школа», «Школа биомедицины», «Умная школа». Их особенностью станет то, что знания, полученные выпускниками таких специализированных учебных заведений, будут иметь большую практическую направленность. Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков дополнил это предложение: необходимо создавать авторские школы, где кураторами образовательного процесса стали бы профессора вузов, а директора школ остались в роли функционеров-хозяйственников.
Взаимодействие школ и вузов с горожанами, открытые профессиональные конференции, привлечение медиа в процесс образования – таковы тренды будущего, по мнению Дарьи Парамоновой, супервайзера темы SENSEable City Moscow Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». «Публичные программы – вот что меняет контекст всего города. Знание не может оставаться в закрытых стенах, оно должно идти в общество», – подчеркнула она. Обсуждение вариантов создания в Перми инновационно-образовательного кластера для обеспечения новой экономики квалифицированными кадрами привело участников к пониманию, что также необходимо формировать школы для современных педагогов и развивать в России европейскую систему Lifelong Learning, подразумевающую непрерывное образование на протяжении всей жизни.