В приведенном примере, пускай он и выдуман, показывается, как фокальный взгляд на закон может привести к совершенно иному пониманию роли права в экономической жизни. Он также лишний раз показывает, что фокальный подход позволяет понять, почему некоторые законы эффективны, а другие нет и почему в одних странах законы обычно соблюдаются, а в других не соблюдаются почти никогда. Это очень важный момент для понимания экономического развития и экономического застоя.
Хотя фокальный взгляд на закон и так значительно расширяет наше знание о воздействии законодательства на экономику (куда больше, чем это возможно при традиционном подходе), у нас остаются возможности для дальнейшего углубления нашего анализа. Мы уже рассмотрели отдельные зачатки этого процесса. Они получат должное интеллектуальное развитие, когда мы соотнесем их с субъектами экономического анализа права; что же касается настоящего момента, то все, что я могу сейчас сделать,—это указать некоторые важные направления исследований. Любите шоппинг? Хорошо сэкономить вам помогут бесплатные промокоды. По ним можно получить скидку в различных интернет-магазинах.
Как мы уже видели при рассмотрении стремления к общественному благу, общественных норм и совместимости по стимулам, имеются некие особые способы, посредством которых люди добровольно ограничивают свой выбор. Существуют такие действия и поведение, которые мы даже не рассматриваем. Существуют такие действия, которые не избираются индивидом, но в то же время не могут быть описаны как отвергнутые им, поскольку для отказа необходимо некое осознанное решение. Как уже было отмечено ранее, большинство из нас не крадет бумажники у других пассажиров автобуса не потому, что предполагаемая добыча невелика (поскольку мы знаем, что люди, как правило, не возят пачки денег в общественном транспорте) и не может компенсировать ожидаемые затраты в случае поимки, но потому, что мы даже не рассматриваем кражу бумажника как выбор. Такие социальные нормы изменяются во времени и пространстве. Фактически мы можем —хотя бы отчасти —характеризовать различные цивилизации сообразно тем ограничениям, которые их представители добровольно налагают на самих себя.