В работе экспертной группы приняли участие представители региональных и федеральных бизнес-структур. Среди них – президент IBS Group Holding Анатолий Карачинский, управляющий партнер московского офиса McKinsey & Company Ермолай Солженицын, руководитель пермского филиала компании «Тройка Диалог» Игорь Вагизов и другие.
Как отметил модератор дискуссии, председатель совета директоров «Баркли» Леонид Казинец, участники обсуждения постарались сформулировать те положения, которые бизнес считает важными и нужными в рамках своего взаимодействия с обществом.
«Самое сложное – это сформулировать то, чего мы хотим. Необходима понятная и зримая конструкция нового общественного договора, потому что все общественные договоры, которые были до этого, складывались по-другому: спускались сверху, устанавливались негласно», – отметил эксперт.
Кроме того, он рассказал о тех плюсах и минусах, которые видит в работе Пермского форума, а также о том, почему крупный бизнес очень неохотно участвует в подобных мероприятиях.
По его словам, основным плюсом проходящего форума является то, что он принципиально отличается от других мероприятий подобного формат, поэтому можно утверждать, что в этом смысле VII Пермский экономический форум состоялся. Что касается минусов, то основным Леонид Казинец считает малое участие представителей крупного бизнеса. «Им это неинтересно с точки зрения GR-продвижения, потому что здесь нет интересных для них крупных чиновников. Крупному бизнесу не хочется здесь выступать откровенно, а выступать неоткровенно – тоже не хочется. Откровенно же выступать не хочется, потому что здесь ставятся очень острые вопросы, и, признав эти вопросы, нужно будет их решать. Это сложно, это некомфортно, это требует времени и энергии, поэтому лучше не приезжать на форумы и не брать на себя какие-то обязательства и оценки. К сожалению, это свидетельствует о том, что народ пока мало верит в создание общественного договора и гражданского общества. Надеюсь, что эта ситуация в дальнейшем станет лучше. Организаторы форума – очень большие молодцы, потому что несмотря на пессимизм многих они продолжают проводить подобные встречи», – отметил эксперт.
Также в рамках обсуждения «Корпоративной повестки» участники выделили для себя цели, которые бизнес хотел бы достичь к 2020 году для нормального взаимодействия с обществом и властью в рамках общественного договора. Было озвучено более 20 целей, но в итоге наибольшее количество голосов набрали следующие: обеспечение равных условий для участников бизнес-процесса, улучшение качества бизнес-образования, уход государства из бизнеса, создание механизмов участия бизнеса в принятии решений органами власти, прозрачность конкуренции, предсказуемый механизм утверждения тарифов.
Были определены и те факторы, которые, по мнению участников обсуждения, мешают бизнесу добиться поставленных целей. Это все то же, присутствие государства в бизнесе, не всегда справедливый суд, непрозрачное формирование тарифов, неэффективное налоговое администрирование и т. д. Участники отметили, что в стране должна быть создана такая налоговая система, при которой не платить налоги было бы страшно. Причем, эта система должна быть распространена на всех участников бизнеса.
На этапе формирования списка того, что бизнес готов потратить на реализацию поставленных целей и задач, эксперты пришли к выводу, что бизнесу необходимо не бояться и брать на себя обязательства, а также соблюдать этические нормы; платить налоги; ввести стандарты по саморегулированию ведения бизнеса; озвучивать свою гражданскую позицию, а также активно защищать свои интересы в судах; брать на себя ответственность за развитие социальной среды; нести ответственность за уровень жизни своих сотрудников и их семей, а также оставлять своих детей в России, а не отправлять их на постоянное место жительства за границу.
Подводя итоги работы экспертной группы «Корпоративная повестка», модератор Леонид Казинец отметил, что лично он готов посодействовать тому, чтобы обозначенные во время обсуждения цели и задачи были донесены до высших чинов российского руководства. «Если будет разрешено, я доведу послание до тех руководителей, принимающих решения в стране, с которыми у меня есть личный контакт. Это было неплохое обсуждение», – подытожил он.